Римма Дюсметова (rimmadyusmetova) wrote,
Римма Дюсметова
rimmadyusmetova

Николой Ерёменко-младший и его маска

К юбилею Николая Ерёменко-младшего (65 лет) по Первой программе показали культовый фильм "Пираты ХХ века", побивший в своё время все рекорды кассовости. Всегда считавший себя крепким, здоровым и сильным, он умер от инсульта в 2001 году в 52 года. Неожиданная смерть любимого артиста потрясла всех, кто его знал. На похоронах секс-символа 70-80 годов его оплакивали три главные женщины в его жизни: бывшая жена, бывшая любовница и молодая женщина, с которой он жил последние месяцы. Именно о них шла речь в фильме "Ищите женщину" перед показом "Пиратов ХХ века".

Причиной преждевременной смерти артиста авторы прямо назвали чувство вины. Чувство вины из-за запутанных отношений с любимыми женщинами. И вообще, по мнению авторов фильма, Николай Ерёменко только играл мужественность, а в жизни мужского начала в нём совсем не было. И только его чертовски привлекательный внешний вид помогал ему носить маску уверенности в жизни и в кино. А  "неуверенным", "нерешительным", "растерянным", "запутавшимся", "истерзанным чувствами", "колеблющимся" они назвали героя-любовника потому, что 20 лет артист жил на две семьи. А когда жена, и любовница поставили ему ультиматум (или я, или она), он не решился выбрать никого из них! Он, такой-сякой, трусливо выбрал третью! К тому же кинозвезда делал шаги навстречу женщинам только тогда, когда в него влюблялись, что тоже было оценено как отсутствие мужского начала и нерешительность!

Какое безобразие, какой слабак!.. И так весь фильм свели к рассусоливанию того, как из-за неуверенности секс-символ целого поколения, кумир женщин не мог решиться развестись и жил на две семьи. На эту же тему заставили объясняться и маму артиста, и его коллег... И было странно в день юбилея артиста всё свести к одной теме, каким слабаком был любимец публики.

На взгляд психолога, только родительскую семью Николай Ерёменко-младший всю жизнь продолжал считать по-настоящему своей, как это бывает с детьми очень властных и любящих родителей. Когда главной женщиной всей жизни для мужчины остается мама, то все любимые женщины обычно воспринимаются как временные партнёрши и всегда уступают в сравнении с достоинствами мамы. Такие мужчины обычно часто меняют женщин, жён, чувствуют себя немного отстраненными в своих настоящих семьях. Они до конца никого из женщин к себе не приближают, оставаясь лояльными маме, бессознательно боясь предать её.

Чувство вины, скорее всего, артист больше чувствовал не перед любимыми женщинами, а перед родителями, ожиданиям которых он не смог соответствовать. Именно их он больше всего боялся огорчить своими разводами и любовными историями. И, однажды загнав себя в капкан лжи, он продолжал вести двойную жизнь, бесконечную игру годами, чувствуя себя виноватым, недостойным родителей. А строгие родители признавали только правильные семейные отношения, только одну любовь и только одну семью на всю жизнь. Возможно, именно поэтому он берёг свою официальную семью, пытаясь до последнего сохранить её, как этого ожидали от него родители.

Действительно, по признанию некоторых коллег, Николай Ерёменко-младший в жизни только играл роль компанейского человека, каким хотели его видеть. А на самом деле был легкоранимым, закрытым, одиноким человеком. Да, таким нередко бывают единственные дети, которых воспитывают в излишней строгости, донимают высокими притязаниями и критикой родители. Известный ловелас и ценитель женской красоты считал, что он не семейный человек: "Я люблю свой дом, но по натуре я, скорее одиночка, меня угнетает любой коллектив, я рожден жить один. Такие мужчины, как я, не созданы для семейной жизни". А вот без кино он не представлял своей жизни. Не раз признавался, что видит смысл жизни только в своей работе в кино. И именно в кино, на съёмках, между прочим, он и проявлял свою мужественность. Чего стоят его знаменитые опасные трюки при съёмках тех же "Пиратов"!

На его отношения с отцом и матерью и вообще на его характер и судьбу серьёзно повлияло то, что он был полным тёзкой своего отца, Николая Николаевича Ерёменко-старшего, тоже артиста театра и кино. Бессознательно сын с таким же именем считает себя должным быть таким же, как отец. И, действительно, внешность - копия отца, в профессии он тоже повторяет отца. Своей популярностью даже превзошёл его. И отец всегда оставался для него главным авторитетом во всём.

Однако полное совпадение фамилии, имени, отчества может быть причиной неосознанной тревожности и напряжения, связанных с формированием своей идентичности, определением своих границ, целей и возможностей. И одновременно является серьёзным испытанием для психики. Сам выбор для сына отцовского имени уже предполагает определённые стремления родителей видеть в сыне копию отца. А каково чувствовать себя сыном полного тёзки отца, если отец пережил тяжелейшие испытания во время четырёхлетнего пребывания в концлагерях? Ужасные страхи с ночными кошмарами, тревожность и чувство вины, которые преследовали чувствительного мальчика в детстве, возможно, были отражением мучительных страданий и пережитых страхов отца... Повышенная тревожность и чувство вины, однажды поселившись в детстве, имеют привычку мучительно сопровождать свою жертву в течение всей жизни невыносимым напряжением в теле, от которого так часто и привычно спасает алкоголь...

Страх не оправдать ожиданий строгого и нервного отца в профессии, а потом и в семейной жизни, сопровождавшиеся высокой тревожностью и напряжением в теле, могли быть серьёзной причиной злоупотребления спиртным. Актёр оправдывал свои загулы в молодости тем, что алкоголь дает "некие озарения и иллюзию приближения к истине". А в сложные 90-е годы он просто страдал запоями, признаваясь, что "не пить так же прекрасно, как пить". Стремление во что бы то ни стало сохранить тайну жизни на две семьи от родителей удалось ему ценой огромного нервного напряжения. Строгий отец так и не узнал, что у него была ещё одна внучка да и мама узнала об этом только на похоронах сына.

Говоря о причинах запоев, которые привели к ранней смерти однокурсника, актриса Нина Маслова вспоминала о том, каким напряженным был в жизни экранный супермен и герой-любовник: "Маска героя приросла к нему, он ни на минуту не мог расслабиться даже в дружеской компании, переломить свою гордыню и признаться, что слаб, переживает и не все ему по плечу в этой жизни. Я думаю, его психика не выдержала этого напряжения".

"Сын за отца"... Название фильма, снятого Николаем Ерёменко-младшим, где играли и сын, и отец, глубоко символично... Возможно, у Николая Ерёменко-младшего была бы гораздо более счастливая судьба, если бы он не нёс в себе бремя полного тёзки своего отца с его сложной судьбой и характером. Тогда бы ему не пришлось носить маску героя, закрывшись ею даже от самых близких людей...
Tags: Николай Ерёменко, идентичность, маска, чувство вины
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments