Римма Дюсметова (rimmadyusmetova) wrote,
Римма Дюсметова
rimmadyusmetova

ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ РЕСУРСНОГО ПОТЕНЦИАЛА РОЛЕЙ ТЕАТРА АРХЕТИПОВ У ДЕТЕЙ С ТРЕВОЖНЫМ РАССТРО

Доклад на Первом Объединенном Евроазиатском конгрессе психотерапии.


Для получения успешного результата в краткосрочной психотерапии детей с тревожными расстройствами важным моментом начала психологической интервенции является возможность получения пациентом доступа к своему ресурсному состоянию. В большинстве случаев дети с подобными расстройствами не в состоянии вообще вспомнить себя в бодром, уверенном, хорошем настроении, способным ощущать свои жизненные силы и энергию, что свидетельствует о серьезной степени тревоги.

Поскольку в состоянии тревожного расстройства у детей нарушен доступ к положительным эмоциям, психологу необходимо максимально быстро и экологично вовлечь их в психотерапевтический процесс, используя подходящий психотерапевтический инструментарий. Как показывает опыт, для детей с их магическим мышлением таким инструментарием, который позволяет быстро получить доступ к ресурсному состоянию, является полимодальная методика театр архетипов, или архетипический анализатор, разработанная российским психотерапевтом И.А. Чегловой.

Преимущество применения методики театра архетипов для работы с детьми, не способными получить доступ к своему физическому и психическому ресурсному состоянию в силу выраженных тревожных расстройств, состоит в следующем:

1.       Отношение детей к процессу применения методики как к предстоящей игре со знакомыми сказочными образами-символами, что предопределяет желаемое состояние безопасности и способствуют снижению ситуативной тревожности.

2.       Возможность диссоциации от своего тревожного состояния, что физиологически снижает интенсивность очага стойкого возбуждения в головном мозге, переключая доминанту на другую деятельность.

3.       Пребывание в архетипических образах дает возможность естественного переключения на недоминирующее полушарие с его метафорическим мышлением, упрощенной, интуитивной, образной обработкой информации.

4.       Приобретение неосознанных знаний о наличии собственных ресурсов через опыт переживания ресурсного состояния в архетипических ролях, через переживание нового жизненного сценария в образах-символах.

5.       Осознавание возможности выбора архетипических ролей как самостоятельного поиска инструмента выживания в борьбе с тревогой, получение бессознательным опыта поисков приложения собственных сил.

6.       Возможность установки на концентрацию внимания на определенные положительные цели в границах стимульного поля.

Методика театра архетипов для доступа в ресурсное состояние детей была применена в психотерапии детей с тревожными расстройствами, переживших взрыв челябинского метеорита. 4 детей (2 мальчиков 6 лет, 2 девочек 7 лет) были приведены родителями к психологу по поводу жалоб на трудное засыпание, беспокойный сон с кошмарными снами, сноговорение, аффективные вспышки, беспричинные слезы и агрессивность, непослушание, отказ оставаться одному без родителей и близких, страхи конца света, метеоритов, за близких, желание спать с родителями (у двоих), компульсивные действия (у двоих), ночной энурез (у одного). В кошмарных снах дети видели страшные потопы, тонущие города, пожары, метеориты, землетрясения, тайфуны, смерть близких, страшных чудовищ, которые гнались за ними или поедали их.

У всех детей наблюдалась склонность к суициду, которая выражалась в том, что дети говорили о желании покончить с собой, нежелании жить: «хочу убиться», «зарежусь», «выброшусь с балкона», «открою дверь машины и выброшусь на ходу», «выкинусь из окна», «если бы я умер, вы бы поняли», «зачем жить, если скоро конец света и все умрем» и т.п.

Все родители отмечали, что тему конца света дети впервые озвучивали примерно за полгода до падения метеорита, когда они насмотрелись телепередач о конце света и наслушались на эту тему разговоров взрослых и детей дома, в детском саду, в школе, во дворе. Однако тогда родители не замечали изменений в поведении и эмоциональном состоянии своих детей. Заявленные проблемы появились после того, как дети увидели полет метеорита, яркий свет от него, почувствовали жар на лице и кистях, а потом услышали взрывы.

Паника взрослых по поводу отсутствия связи с детьми и родственниками и предполагаемых больших разрушений и пожаров в городе, а потом последующий в течение целого месяца показ по ТВ съемок метеорита, различных будоражащих воображение фильмов на эту тему еще более усилили у наблюдаемых детей впечатление от пролетевшего мимо метеорита. Проявления тревожных расстройств у наблюдавшихся детей развивались после истории с метеоритом по нарастающей интенсивности, но до тех пор, пока дети не заговорили на тему суицида, родители не сочли нужным обращение к специалистам по поводу появившихся у детей проблем.

Применение методики архетипического анализатора в работе с детьми с тревожными расстройствами было организовано следующим образом:

1.       Диагностическое интервью с родителями (родителем) для выяснения жалоб и запроса. Уточнение жалоб, прояснение запроса с точки зрения ребенка.

2.       Калибровка в несколько этапов:

- Обсуждение с ребенком понимания на его уровне основных характеристик всех 5 образов театра архетипов с определением их жизненных миссий, гендерных особенностей.

- Организация рабочего пространства на квадратном или прямоугольном ковре, очерчивающем границы. Это организующее пространство воспринимается бессознательными детей как свое, безопасное, как некий образ общего «дома», где располагаются «дома» базовых ролей. Каждый «дом» обозначается предметом, который делает узнаваемым «хозяина» «дома» (король/королева – большая золотистая корона, принц/принцесса – маленькая серебристая корона, воин/воительница – кинжал, пистолет, молоток, шут/шутиха – колпак, маг/магиня – сверкающий шар).

- Ребенку предлагается посмотреть на это пространство, почувствовать, что оно безопасное. Далее дается важная установка, что живущие в этих «домах» волшебные герои могут помочь найти внутренние силы, чтобы победить свои страхи. После этого ребенку предлагается выбор: «В какой «дом» ты хочешь пойти (перечисление), чтобы побывать в этом образе и поискать там силы, чтобы победить страхи?»

3.       Коррекция. Пошаговая организация:

- Ребенок заходит в ресурсном поле в тот «дом», который он выбрал. Заходя в «дом», ребенок берет в руки или одевает вещь, символизирующий соответствующий архетипический образ.

- В каждом «доме» ребенку задается вопрос: Как ты себя чувствуешь? Когда ты маг (король, принц, воин, шут), как ты справляешься со страхами, что ты для этого делаешь? Что с ними (страхами) происходит? Что происходит с тобой? Где ты находишь силы? Как ты меняешься? Что ты хочешь взять с собой у этого героя?

- Для закрепления уверенности в своих силах предлагается посетить все дома, даже если после переживания одного образа ребенок получает необходимые внутренние ресурсы и отказывается идти дальше, считая, что ему хватает полученных сил.

- Когда ребенок заканчивает перевоплощения в образы-символы, ему предлагается взять эти силы в каждой клеточке своего тела. Далее, поблагодарив каждый «дом», он оставляет там символический предмет «дома» и выходит из ресурсного поля.

4. Обратная связь.

В связи с тем, что методика архетипического анализатора в данном исследовании, во-первых, использовалась в работе с детьми, во-вторых, применялась с узко направленной целью – получить доступ к ресурсному состоянию, то и этапы работы были несколько скорректированы: этапы интервью и диагностики были объединены и выведены на первую позицию. Интересно, что все дети сначала выбрали «дом» мага/магини, вторым шагом – «дом» принца/принцессы. Третий - пятые «дома» варьировались по очередности.

Во время обратной связи, на которой присутствовали родители (родитель), все дети продемонстрировали улучшение настроения и общего самочувствия. Они сообщили родителям, что у них появились силы, и они могут сейчас оставаться одни дома, не боятся метеоритов и конца света. Если дети во время диагностического интервью не видели, не ощущали, не осознавали своего будущего, а все, что было связано с прошлым и настоящим, было для них невыносимо страшным, то после доступа к ресурсному состоянию, ощущение себя во времени у детей нормализовалось. Родителям было предложено в течение недели наблюдать за поведением, настроением, самочувствием, ночным сном детей с тем, чтобы понять, насколько закрепились положительные результаты применения методики театра архетипов.

Через неделю родители сообщили, что у детей снизилась тревожность, нормализовалось настроение, улучшился сон, они перестали говорить о конце света и метеоритах.

Таким образом, методика архетипического анализатора, использованная в целях получения доступа к ресурсному состоянию у детей с тревожными расстройствами, в нашем опыте оказала одновременно выраженный психотерапевтический эффект: снижение проявлений тревожных расстройств у детей.

Tags: психотерапия, ресурсное состояние, театр архетипов
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments