Римма Дюсметова (rimmadyusmetova) wrote,
Римма Дюсметова
rimmadyusmetova

О депрессии, переданной мамой

Когда в семье случается какое-то несчастье и родители, особенно мама, оказываются в тяжелой депрессии, то ребёнок может взять на себя вину или ответственность за произошедшее.[Spoiler (click to open)]В большинстве случаев это происходит тогда, когда ребёнок находится в эмоциональной созависимости с мамой, и мама делится с ребёнком своими переживаниями. И даже если не делится, то ребёнок сопереживает матери, тонко чувствуя ее настроение.


Многие маленькие дети, оказавшиеся в такой тяжёлой жизненной ситуации, рано взрослеют, по-взрослому рассуждают, и таких детей часто называют маленькими старичками. В самых неблагоприятных случаях такие мамины "опоры" начинают играть в семье родительскую роль, становясь "советчиком" и "жилеткой" для депрессивной мамы, "застрявшей" в горе. Обычно дети, даже если они уже подростки, не выдерживают такую психологическую нагрузку - принятие ответственности за несчастье и мамино депрессивное состояние, которые развивают у ребёнка чувство вины, высокую тревожность и витальные страхи. И в результате у ребёнка могут развиться различные неврозоподобные состояния, депрессия, ПТСР, психосоматические заболевания.

Случай из практики. Мама приводит восьмилетнюю дочь по поводу нежелания учиться: не хочет учить уроки, ходить в школу. Кроме того мама жалуется, что дочь боится одна спать, не остается дома одна. Она не видит причин, почему её умненькая девочка плохо учится , не желает ходить в школу и всего боится. Мама выглядела во время беседы несчастной, то и дело вытирала выступающие слёзы. На вопрос, почему мама сама в таком депрессивном состоянии, женщина, плача, рассказала, что 3 года назад родила ребёнка, который после родов сразу умер. Несмотря на то, что после этого несчастья молодая женщина полтора года назад родила здоровую девочку, она до сих пор продолжала оплакивать смерть сына, обвиняя врачей. Мама, которую бросилась утешать дочка, сказала, что только благодаря помощи и утешению дочки она смогла выжить. А как же муж? Она призналась, что только дочь смогла понять и утешить её в таком горе. Муж и младшая дочь вообще не упоминались в разговоре. Главными действующими "лицами" в их семейной истории были покойный сын, дочь-спаситель и она, Навсегда Горюющая Мама.

Сначала пришлось выводить из состояния горевания маму, иначе она продолжала бы негативное воздействие на дочь, что  очень важно в таких случаях.

Что же с девочкой? Пятилетняя девочка, принявшая на себя всю боль и горевание матери, став её спасительницей, начала бояться потерять маму и папу, а потом ещё и родившуюся сестру. Сестру она ненавидела, но боялась за её жизнь, потому что её потеря могла закончиться потерей мамы, а без мамы она решила не жить. Все 3 года, несмотря на рождение сестрёнки, она с мамой продолжала оплакивать умершего братика. Разве в таком состоянии ребёнок, когда ему приходится быть в постоянной тревоге за всех близких, за будущее (которое страшное), может думать о школе, об учёбе? Её мозг, скованный тревогой и болью за маму и близких, закрыл для себя тему учёбы, необходимости ходить в школу, поскольку это мешало бы девочке выжить в её горевании, принятом от мамы. Для себя девочка твёрдо решила: у неё-то никогда не будет детей, потому что роды чреваты смертью и непроходящим горем.

К счастью, после психотерапии у девочки прошли все страхи и тревоги, кошмарные сны, в которых всегда присутствовала тема смерти. Она приняла сестрёнку, перестала волноваться за родителей (они взрослые, здоровые, умные и можно им доверить: они могут сами, без детей, решать все свои проблемы), вспоминать покойного брата. Она уехала домой, с радостью думая о предстоящей встрече со школой.

Казалось бы, ясно: "мораль" этой истории в том, что нельзя детей загружать непосильными для них взрослыми проблемами, взваливать на их неокрепшую психику переживание горя потерь и расставаний. Это больше совет для родителей, которые, конечно, не в состоянии в аффективном состоянии осознавать эту проблему сами, без помощи психотерапевта.

Однако мне здесь важно подчеркнуть другое, для психологов: важно уточнение запроса, исследование истинных причин симптомов. К примеру, тот же запрос "не хочет учить уроки, не хочет ходить в школу" может быть только видимой частью айсберга со сложнейшими компонентами и неожиданными конфигурациями.


Tags: горевание, депрессия, непосильная роль, психотерапевтическая быль, уточнение запроса
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments