Римма Дюсметова (rimmadyusmetova) wrote,
Римма Дюсметова
rimmadyusmetova

Как "мы" влияет на симбиотические отношения.

 

«А мы все еще писаемся, не хотим отдельно спать, обижаемся по пустякам»,- привычно употребляя  слово «мы»,  мама рассказывает о проблемах своего десятилетнего сына. «Вы тоже?»- уточняю я, стараясь обратить внимание мамы на ее речь. Не понимая вопроса, мама останавливает поток слов и несколько секунд удивленно смотрит на меня. «Причем тут я? Я о сыне рассказываю». И продолжает дальше: «Во  сне разговариваем, грызем ногти, боимся без мамы оставаться дома…»

 

«Это же хорошо, что мама так любит ребенка, значит, семья дружная, раз о детях говорит «мы»!»- приходится иногда слышать даже от психологов, не говоря о том, как умиляются на это «мы» окружающие.

На самом деле, если ребенку больше 3 лет, и мама  продолжает говорить о своем ребенке «мы»,  это своего рода тест на предмет симбиотических отношений матери и ребенка.

После 9 месяцев физиологического симбиоза с ребенком мать еще в течение примерно 3 лет находится с ним в психологическом симбиозе.  Во время этого важного периода – психологического симбиоза  - постепенно формируется база для восприятия себя как отдельного существа, имеющего свое  Я, отдельного от материнского  Я.

Телесное  Я, целостный бессознательный образ тела у ребенка формируется в тесном  эмоциональном контакте с матерью и ближайшим окружением. Если мама и после исполнения  ребенку  3 лет продолжает воспринимать ребенка как часть своего образа тела, как продолжение себя, то процесс становления своего Я, бессознательно и телесно отдельного от мамы, у ребенка нарушается, т.н. сепарации, отделения  от маминого Я не происходит. Дело доходит иногда до того, что мамы могут ощущать себя «немного беременными» своими малышами или же «связанными пуповиной» с ними.

Если ребенок здоровый, продолжение симбиотических отношений после 3 лет во многом зависит от мамы. Чрезмерно заботливая тревожно-мнительная мать, считающая своего малыша слишком маленьким и беспомощным, своей гиперопекой  не дает ему возможности развиваться и отделяться от матери. Продолжению симбиотических отношений способствует и речь мамы, в которой нет или очень мало местоимений «ты», «он», «она» по отношению к малышу и его действиям. Вместо них постоянно звучит «мы», которое бессознательно закрепляет симбиотические отношения.

Именно у детей, матери которых упорно продолжают говорить «мы», возрастные страхи чаще не проходят сами, а превращаются в серьезные навязчивые страхи. Они боятся спать без матерей, панически боятся отпускать их от себя, бывают зациклены на страхе смерти. Эти страхи связаны с тем, что во время любого расставания с матерью они ощущают, что расстаются со своей половинкой, с частью своего «Я». Бессознательно они опасаются, что могут потерять  и себя вместе со своей половинкой, что является базисным, всеобъемлющим  страхом. Такие дети чаще других не хотят расти, потому что боятся, что если они вырастут, то родители состарятся и умрут.

Если у мамы растет сын, то использование местоимения «мы» вместо «ты», «он» или имени может способствовать нарушению половой идентичности, а иногда и агрессивности, аффективным вспышкам как способам сопротивления симбиотическим отношениям.

Когда родителям объясняешь о важности своевременного преодоления симбиоза в отношениях с детьми и о важной роли отказа от необоснованного применения местоимения «мы» при общении с ребенком старше 2- 3 лет, они обычно согласно кивают и сокрушаются, что не знали таких простых вещей.

К сожалению, нередки случаи, когда через какое-то время мамы вновь появляются в дверях кабинета психолога и привычно начинают перечислять: «Мы боимся, мы лечимся, мы учимся…». И когда слышат в ответ: «А Вы тоже?»- они спохватываются, вспоминая советы психолога, и оправдываются, что «задание» оказалось очень сложным для выполнения, и они никак не могут контролировать себя в отношении  употребления местоимения «мы». Приходится напоминать, что от «таких пустяков» во многом зависит, сможет ли брать ответственность за свою жизнь маленький человечек в будущем или будет жить, оставив ответственность  маме.

Вырастая, такие дети часто не могут построить нормальные семьи, потому что мама и ее авторитет продолжают довлеть над ребенком. Женясь, они постоянно оглядываются на маму, ожидая ее поддержки, одобрения, совета и надеясь, что жены будут с ними так же нянчиться с ними, как мамочки. В худшем случае такие сыновья так и не женятся, оставаясь в роли "замещающего" мужа мамочки или спиваются, потому что сложно жить в мире взрослых, ощущая себя маленьким и беспомощным мальчиком во взрослом теле. Не отпущенные мамами девочки так же недолго пребывают замужем, потому что не могут расстаться с родительской семьей. "Недостойные" зятья рано или поздно изгоняются из семьи и "мамина" дочка вынуждена стариться со своей мамой, особенно, если и рождена была "для себя" как поздний и единственный ребенок.

Ни родители, ни дети обычно не осознают своих проблем, связанных с симбиотическими отношениями, хотя эти неадекватные отношения ясно видны со стороны даже не специалистам. Связанные симбиотическими отношениями члены семьи могут избавиться от своих проблем, пожалуй, только при помощи психотерапии, потому что любые  советы или рекомендации обычно ими не воспринимаются, а то и могут вызвать непонимание или агрессию.

  .

 

Tags: навязчивые страхи, психологический симбиоз, сепарация, становление Я
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments